Image Map

Wednesday, May 14, 2014

VŠE. Návod k použití или Заметки очевидца. Высшая школа экономики в Праге. Поступление и обучение.


Всем привет!

Очень часто мне задают вопросы по поводу ВШЭ: что нужно сделать для поступления, как подготовиться к экзаменам, сложно ли учиться и с десяток других мелочей. Так вот, этот пост посвящается именно вам, друзья!) Отвечу всем и сразу!)


ЯЗЫК ОБУЧЕНИЯ


В ВШЭ вы можете учиться на трех языках: чешский, английский и русский. Последний возможен только на специализации Экономика предприятия и менеджмент.
Учеба на чешском языке абсолютно бесплатна, как и в остальных государственных вузах Чехии.

Сам язык я учила в Prague Education Center. Занятия проходили 5 раз в неделю по три часа: полтора часа грамматики и полтора часа лексики. Согласитесь, довольно-таки мало))  Учитывая мой опыт  поверхностного обучения, с уверенностью  могу заявить, что язык можно выучить за 3-4 месяца, не гоняя при этом балду, разумеется) Ну а учителя в центре –  просто на вес золота!  

В PECe также можно записаться на курсы предметов, необходимых для поступления в ВУЗ. Дело в том, что российская программа по математике отстает от чешской на несколько тем, поэтому тут вы либо отдаете себя в свои руки самообразования, либо в руки преподавателей. Лично я считаю, что математика в центре преподается на очень хорошем уровне, т.к. после этих курсов я практически не готовилась к вступительным по математике в ВШЭ. Преподаватель идет четко по прошлогодним заданиям, которые по своей структуре практически не меняются. Поэтому, прорешав сборник вступительных тестов, вы сдадите экзамен на раз-два )

Что касается  английского, то, по сравнению с ЕГЭ, это просто праздник школьника ))





ПРОЦЕСС ПОСТУПЛЕНИЯ


Чтобы поступить  в чешский ВУЗ, нужно пройти нострификацию- то есть подтвердить свой аттестат. Не знаю, как сейчас, но раньше нужно было иметь при себе справку о школьных академических часах за два последних года и аттестат, чьи переведенные и заверенные копии вы сдаете в министерство образования, после чего вам назначают 2-3 экзамена. Как я знаю, ребятам, кто получил среднее специальное или отучился год-два в универе, их обычно не назначают. Я сдавала химию, географию и биологию.  Все экзамены пишутся в течение одной недели. Не могу сказать, что они отличаются особой сложностью: по биологии мне хватило пару раз перечитать сборник для матуриты, а к географии я вообще подготовилась за полдня благодаря уже известному списку вопросов и умением пользоваться атласом, которым можно было пользоваться во время экзамена :)

Единственная трудность у меня возникла со сдачей химии, так как в сборнике расписана в основном теория, а на деле нужно было решать задачи. Но есть одна попытка пересдачи, так что, вооружившись омулетами и проведя всевозможные обряды ленивого студента перед экзаменом, я ее все-таки сдала)))) Очень странно, но половина длиннейших химических цепочек, написанных мною наугад, оказались правильными))) Так что верьте, люди, в себя и амулеты!)

Теперь второй шаг. До конца марта необходимо заполнить электронное заявление, и заплатить за вступительные экзамены.  Здесь вы найдете информацию по поступлению, электронное заявление и пробные тесты  http://www.vse.cz/kategorie/3924


Теперь ждите на адрес, который вы задали в заявлении, приглашение на вступительные по чешскому и основным предметам для поступления.  Как правило, чешский сдают в первых числах июня, а остальные- в середине месяца, причем все за раз.

Чтобы допустили к основным экзаменам, нужно сдать чешский минимум на 60 баллов из 100. Тем не менее, на третьем факультете минимальную границу подняли до 85.
Здесь пробный тест и информация http://kaj.vse.cz/pro-zajemce-o-studium/vstupni-test-z-cj-pro/
После того, как вы написали тест, идите домой и ждите результатов) Обычно они готовы уже после обеда.

Я подала заявление только в ВШЭ, поэтому шла на тест с чешкого языка, дрожа как осиновый лист) Если не хотите испытывать судьбу, и вам не принципиально, где учиться, то советую подать заявки сразу в несколько ВУЗов. Это, в общем-то, и дураку ясно, но я была настолько уверена в своем поступлении, что про существование остальных универов забыла напрочь)

Чтобы войти в число поступивших, обычно достаточно набрать в сумме с двух основных тестов 150 и больше баллов. (из 200)



ОБУЧЕНИЕ


Итак, вы поступили! Самый легкий экзамен сдан, поздравляю!)))
Теперь начинается жопка)
Для начала, о хорошем. За что я люблю чешские ВУЗы? Расписание ты составляешь себе САМ! Преподавателей выбираешь САМ! Ставишь себе предметы на семестр из учебного плана тоже сам! Чтобы рассказать о расписании, сначала ознакомлю вас с кредитной системой)



КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА


У каждого факультета есть учебный план, в котором предметы делятся на несколько групп: строго обязательные, обязательные на выбор, языки, физкультура и предметы со всех факультетов, которые ты можешь себе взять по желанию или принуждению)

Каждый предмет “веситопределенное количество кредитов. Один кредит- это 26 часов учебы, требуемой для успешной сдачи предмета. То есть чем страшнее предмет, тем больше кредитов он весит.

В начале первого семестра у нас имеется 216 кредитов, из которых 36- резервные. Чтобы получить диплом, необходимо набрать 180 кредитов. Их вы можете набрать за один год, а можете за четыре- тут уж все зависит от ваших способностей. Учебный план рассчитан на 3 года, но можно продлиться еще на четвертый, если не успеваешь. Каждый семестр рассчитан в среднем на 30 кредитов, но минимальная граница- 20. То есть, если ты набрал 5 предметов по 6 кредитов, но 2 из них завалил, то 2 кредита, которых не достает до минимальных двадцати, тебе вычтут из резервных. В итоге ты уже теряешь не 12 штук, а целых 14. Если все резевные кредиты закончились, то пиши пропало. Хотя на некоторых факультетах заседают адекватные деканы, готовые пойти тебе на встречу и сделать подарочек в виде пары дополнительных кредитов. К сожалению, про первый факультет такого сказать не могу)


РАСПИСАНИЕ И BOREC



Составлять расписание- мое любимое занятие в ВШЭ)))

После первого курса на третьем факультете я переоценила свои возможности, и решила закончить банковское дело и страхование за 2 года. АГА ЩЩАС!) Набрала предметов со старших курсов и сидела с абсолютно потерянным выражением лица на первых двух парах. (потом я поняла, что смысл посещения этих пар отсутствует)
К моему превеликому сожалению, предметы мне убрать из расписания не разрешили, и я их благополучно завалила в конце семестра)
Так что теперь я иду строго по учебному плану (ну почти ;)

Итак, чтобы составить себе идеальное расписание, необходимо воспользоваться борцем. BOREC- это такой интернет-ресурс универа, где можно найти все: начиная от отсканированных лекций и учебников, заканчивая рейтингами и рецензиями на учителей и предметы. Последнее позволяет выбрать пятизвездночных преподавателей, с которыми ваше пребывание в ВШЭ значительно скрасится))

Существует лишь одна проблема: желающих попасть к таким преподам много, а мест- мало! Поэтому проходят те, у кого количество набранных кредитов выше, а потерянных-ниже. Ни оценки, ни ваша скорость регистрации на это не влияет, что тоже, в какой-то степени, хорошо)

Регистрация предметов проходит в трех этапах. Если на первом этапе не прошел на выбранное время и место предмета,- выбираешь заново из оставшихся доступных во втором туре. Третий этап длится всю первую неделю учебы, когда ты можешь сходить на занятия и понять, какие предметы оставить, а какие убрать. Поэтому, мой советик: записывайте себе чуть больше предметов, чем планируете сдавать (но не переусердствуйте: если вам на первом, автоматическом этапе запишут, скажем, предметы на 38 кредитов, то меньше вы себе сделать уже не сможете. Как то раз я попалась в эту западню из-за незнания правил, и автоматическая регистрация одобрила мне почти все предметы, отчего я была в легком шоке и безграничной панике. Но в студенческом отделении пошли мне навстречу и все-таки убрали предметы, которые бы я не осилила). Ведь если что-то пойдет не так, или вы попадете к не самому лучшему преподавателю, вы можете убрать этот предмет из расписания  в течение первой недели учебы, не потеряв при этом возможность достать нужное количество кредитов за семестр. 

Обычно выходит так, что все лекции и семинары умещаются в три-четыре дня, так что выходные обещают быть длинными)


ПОСЕЩЕНИЕ


Трехкратное УРА! ---> Посещение лекций необязательно!  Можете ходить, можете не ходить, можете ходить и залипать в сериал) И я не вижу смысла в последнем, ведь можно в гораздо лучших условиях посмотреть сериал дома, с чайком и под одеялком, не теряя времени на дорогу))) хотя, может, у людей просто вайфая дома нет)
Кстати да, wi-fi везде доступный и отличный!)


Лично для меня лекции не играют никакой роли. Что я слушаю, что не слушаю- результат один и тот же) Я из тех людей, кто начинает читать учебник за три дня до экзамена. Не потому, что я такая ленивая и безответственная, а потому, что все эти экономические и банковские штучки мне жутко неинтересны, отчего я сразу же забываю все прочитанное)))

Заранее отвечаю на популярный вопрос, зачем я тогда пошла в ВШЭ: просто потому, что я не знала, куда мне еще идти) В то время я еще не нашла себя и то, чем хочу заниматься, поэтому, в таких уловиях ВШЭ показался мне достойным вариантом и планом Б на будущее- и ВУЗ стоящий, и поступить легко.

Посещение семинаров должно быть минимум 70%. То есть из 13-ти недель учебы нужно отметиться хотя бы на 10-ти. Вообще, семинары- вещь полезная, и даже интересная!) (если вы любите считать и логически мыслить) И они хоть как-то сподвигают студетов-не-фанатов-финансов к пониманию материала в течение семестра, что очень и очень помогает во время сессии.


ЭКЗАМЕНЫ И ОЦЕНИВАНИЕ


Есть три ряда предметов:
1)      С одним финальным экзаменом
2)      С полусеместральным тестом и финальным тестом
3)      С мини-тестами, полусеместральным и финальным тестами

В плане эффективности обучения, третий вариант самый действенный, и, как правило, требует меньше времени для подготовки во время сессии, т.к. весь материал вы сдаете на протяжении семестра.  
Есть еще и те, где надо писать семестральную работу.

Теперь перейду к минусам. Точнее, к одному жирному ужасному минусу! В ВШЭ дается лишь одна попытка на сдачу предмета.  Максимум- две, но это только в том случае, если наберешь от 50 до 60 баллов. Причем ты можешь даже не попасть на экзамен, если не наберешь достаточное количество баллов в течение семестра (если это прописано в условиях), ну и прощайте, кредитики!
И это несмотря на то, что по чешским законам на сдачу экзаменя дается 3, ТРИ попытки!


МИНУТКА РЕКЛАМЫ


От себя хочу добавить, что ВШЭ открывает самые лучшие возможности студентам, которые действительно заинтересованы в дальнейшей карьере в этой сфере. Прекрасные преподаватели, которые являются действительно знатоками в своей области, регулярные лекции от директоров ведущих фирм и просто клубы по интересам (кстати, не только экономическим: есть и хористы, и киношники, и даже заядлые игральщики в настольные игры:)))- все это вы найдете в стенах нашего универа)) Кстати, уже неоднократно ВШЭ побеждает в категории "Universal Business School" среди ВУЗов центральной и восточной Европы ))


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕТОЧКИ

  •  vseborec.cz  - я не знаю, что бы мы делали без этого сайта) Зайти на ресурс можно только студентам ВШЭ.
  • Курсы физкультуры выбираются на ваш вкус- от большого тенниса до гребли в каное) Необходимо получить два зачета за все время обучения.
  • На фэйсбуке почти для каждого предмета есть группа, где обсуждаются актуальные вещи.
  • В первом семестре сделала глупость и купила все новехонькие учебники- не делайте этого! В тех же фейсбучных группах идет нешуточная торговля книгами))                      Еще есть сайт http://www.antik-vse.cz/ , где также можно купить или продать учебники намного дешевле. Есть и отсканированные варианты на борце, но в большинстве случаев их крайне неудобно читать.
  • Варианты прошлых тестов практически по всем предметам также можно найти на борце)



Надеюсь, вы подчерпнули из этого поста что-то полезное, и я ответила на все ваши вопросы)
Если что-то забыла, рада буду ответить в комментариях)

No comments:

Post a Comment